на велосипеде для даунхилла нечего делать в городе,а на BMX глупо ехать в горы.в наши дни "просто велосипедов" больше не существует.роэтому прежде чем завести себе стального коня,надо четко понимать,где и как ты собираешься его выгуливать.

агрегат-маунтибайк
рама-сталь,алюминий,хроммомолибден,титан;амортизаторы-пружинно-масляные,воздушно-масляные,эластомеры;колеса-26 дюймов\иногда 24\;тормоза-ободные \V-брейк\или дисковые;скорости-21 и 27.бывают3-х видов-полноподвесочные\амортизаторы на обоих колесах\,с жесткой задней подвеской\hardtall\ и с мягкой\softail\,в последнем гибкость конструкции заднего треугольника выполняет роль амортизатора.цена-от 350$
кросс-кантри
т е максимально быстрая прогулка по весьма пересеченной местности
имей в виду
лишние хлопоты-велогонщика со стажем видать издалека.никаких резких телодвижений.торс расслаблен,ноги работают быстро и плавно.если представить,что педаль-это стрелка часов,то с 11 до 13-дави вперед,с 13 до 17-жми вниз,с 17-до 20-толкая назад,потом передавай эстафету другой ноге.и не вставай в седле без особой надобности.чем больше раскачиваешь байк,оборудованный амортизаторами,тем больше тратишь сил,которые тебе еще очень пригодятся во время преодоления препятствий.
подъем-захотелось привстать-поднажать?борись с этим желанием,пока возможно.благо переключатели скоростей под руками.старайся не терять темпа и не сбивать дыхания\выдох на нажатие педали\.отрываться от седла стоит,когда:
1-подъем слишком крут и надо перенести центр тяжести тела за седло,чтобы улучшить сцепление заднего колеса с трассой;
2-подъем невилик и его м быстро проскочить не переключая скоростей;
3-преодолеваешь препятствия,требующие быстрого перемещения центра тяжести тела.
и еще-смотри на верхнюю точку подъема-это поможет сохранить равновесие.если чувствуешь,что тебе до нее не дотянуть-слезай и иди пешком.это даже на официальных соревнованиях не запрещается.
спуск-проблемы возникают,если он слишком крут.испугался сразу-иди пешком.если в впроцессе-не пытайся зажимать тормоза,сползать с седла вперед и ловить ногами землю.самый вероятный результат: удар о руль и полет кувырком.более подробно о правильном съезде с кручи-в даунхилл.а пока поучимся падать с наименьшими потерями.чтобы восстановить контроль над байком,надо привстать на педалях и сместить центр тяжести за седло.не помогает? оставляй одну ногу на педали,ложись животом на седло и пытайся остановиться,используя,но блокируя тормоза и др ногу.даже если  падения избежать не удастся,полет вверх тормашками тебе не угрожает.
прочие неприятности:
1-камни,кочки и бордюры-если они невелики,вспомни о том,что убайка есть амортизаторы.будешь суетиться и объезжать-потеряешь скорость и равновесие.если препятствие побольше,чем просто камень,неплохо бы научиться его переезжать.делается это так: подъехал,сместил центр тяжести назад,откинулся,приподнял переднее колесо и нажал на педаль.как только переднее колесо коснулось земли на др стороне,резко наклоняйся вперед,чтобы облегчить заднее.
2-зыбучие пески-въезжаешь слишком медленно,переднее колесо зарывается в песок.излишек скорости-и колесо начинает вихлять.выбери золотую середину и крепче держи руль.

агрегат-DH-байк
рама-сплавы алюминия,хроммомолибдена,титан,вытянутая,низкое седло;амортизаторы-пружинно-масляные на обоих колесах;обода-двойные и тройные усиленные,ширина до 3 дюймов;тормоза-дисковые гидравлические;скорости-от 3 до 9\звездочки сзади\,передняя звездочка-одна.защищена сверхпрочным рокрингом.для езды по ровной дороге и по склону вверх не предназначены.вес до 20 кг.цена-от 2000$
даунхилл
спуск на бешеной скорости\иногда более 100км/ч\по почти отвесным и крайне неровным склонам
имей в виду
прежде чем покупать такого монстра и супердорогую защиту для собственного организма,стоит проверить,насколько тебе понравятся ощущения во время головоломного спуска на обячном маунтибайке.а заодно и освоить кое-какие азы.
заблуждения-не зажимай передний тормоз-перелетишь через руль-если ты с детства запомнил эту фразу,постарайся как м скорее её забыть.особенно если собираешься съезжать со склона,когда заднее колесо едва касается земли.заблокировать его м легчайшим движением,но вместо торможения ты получишь занос.поэтому запомни новое правило.на передний тормоз приходится 75% нагрузки,и нужен он для того,чтобы замедлять движение вниз.а задний надо использовать,чтобы не терять равновесие и улучшать управлякемость на поворотах.пока не научишься правильно обращаться с передним тормозом,в даунхилле тебе делать нечего.
правильный выкат-первые уроки съезда лучше начинать не на килиманджаро,а на небольшом\до 10 м\и не слишком отвесном склоне с твердым грунтом.самое главное,чтобы в том месте,куда ты собираешься прибыть сверху,был простор для торможения-не менее 12 м.первая задача: спуститься как м медленнее,используя уже освоенные навыки управления тормозами.
итак,ты наверху.центр тяжести переноси назад,но не сильно,чтобы не разгрузить переднее колесо.так проще контролировать скоросьт,да и для выката позиция самая удачная.если во время торможения покрышки начинают шипеть-значит они заблокированы и управлять ими невозможно.вхыод простой-немедленно ослабь зажим.чем круче спуск,тем быстрее ты утратишь контроль за скоростью.в момент,когда это почувствуешь,не паникуй.примерно на середине спуска сфокусируя взгляд на участке,на который будешь выезжать.и полностью отпусти тормоза.самое важное здесь-сделать это вовремя.непосредственно перед выкатом сдвинься ближе к середине байка.в процессе тренировок ты довольно быстро убедишься,что оптимальная траектория спуска с кручи-прямая линия,даже если она идет через пару выбоин и кочек.чем болльше поворотов на склоне,тем быстрее ты сверзишься.
кстати о поворотах.
впишись правильно-во время крутых поворотов на склоне пеадли дб в горизонтальном положении.в момент поворота наклоняй велосипед и держи верхнюю часть тела прямо,как на горных лыжах.крепко упрись ладонями в руль и надави на раму коленом в сторону поворота.это избавит от скольжения переднее колесо.

агрегат-сток
рама-задний треугольник занижен,база\расстояние от руля до седла велосипеда\вытянута.амортизаторы-отсутствуют,либо воздушно-масляные только на переднем колесе.колеса-26 дюймов.тормоза-ободные-V-brake или гидравличесике.скорости-мб и несколько,но впереди всегда одна звездочка с рокрингом,который служит и средством защиты,и дополнительной точкой опоры.некоторые стоки снабжены седлом.
агрегат-мод
рама-еще ниже и легче.амортизаторы-нет.тормоза-ободные-V-brake или гидравлические.колеса-20 дюймов.скорость-одна.на передней звездочке бэш,защита более прочная,чем рокринг.седло отсутствует-все элементы выполняютсяс в стойке на педалях.
триал
преодоление на байке всяческого рода препятствий-природных,специально созданных,индустриальных и городских.триальные велосипеды принято разделять на два класса-сток и мод.первый не слишком отличается от обычного горного байка и на нем м вполне сносно передвигаться по городу.второй-исключительно для статичных спортивных нагромождений и препятствий.
имей в виду
идельано работающий вестибулярный аппарат-вот главный инструмент триалиста.исходная позиция для большинства трюков: стоишь на двух колесах.жутко непростая штука для человека неопытного.примемся зззза азы.
качели-исходная позиция: едешь со скоростью пешехода.шатуны педалей параллельны земле.толчковая нога-сзади.все в порядке? теперь зажимай оба тормоза и.помнишь как в детстве раскачивался на качелях? это примерно то же самое.главная задача-устоять в вертикальном положении,по очереди переставляя колеса в сторону завала.итак,резкая остановка.смещаешь центр тяжести вперед,руки уперлись в грудь.ноги расслаблены и полусогнуты,стопы напряжены.выше чем на пару см отрывать колесо от земли не надо.а теперь центр тяжести чуть назад и отпускай заднее колесо в ту сторону,куда тебя тянет упасть.настала очередь вытягивать вверх епреднее колесо.и переставлять.потом снова заднее..для того чтобы простоять неск мин,требуетс яне менее 10-15 упорных тренировок.если получится быстрее,м начинать прицениваться к триальным байкам и приступать к более сложным трюкам.

агрегат-BMX
рама-назкая,алюминий,хроммомолибден,титан,вкороченная база.колеса-20 или 24 дюйма.скорость одна.тормоза-ободные\пружинно- или воздушно-масляные\ руль-V-образный со спец приспособлением для тросиков тормозов,которые не запутываются при прокручивании руля на 360 градусов.выбор конкретной модели и комплектации зависит от стиля катания.короткая база делает велосипед более маневренным,что актуально для Flatland.более длинная база обеспечивает мягкое приземление,т е оптимальна для Street/Freeride.
ВМХ
многообразен и причудлив.Street/Freeride-покатушки по улицам,лестницам и парапетам со съездами по перилами прочим граням.Dirt-Dirt- прыжки на земляных трамплинах.Flatland-трюки на ровном месте.Vert-катание в спец парках.
имей в виду
если не освоишь баннихоп\прыжок кролика\,то и думать о ВМХ не стоит.попробовать м на любом велике.суть проста-надо подпрыгнуть на ходу так.чтобы оба колеса оторвались от земли.чем выше,тем лучше.итак,едем.не слишком быстро.собираемся с сдухом и отклоняемся назад и вниз-немного за седло.теперь тяни руль на себя,чтобы поднять переднее колесо.чекм выше поднимешь,тем выше прыгнешь.когда переднее колесо уже в воздухе,резко поднимайся вверх и вперед,зацепи педали и-вверх.как зацепить?нажми вниз и слегка назад.не переноси на них весь вес тела.твоя задача-загнуть стопы носками вниз и поддеть.самый сложный элемент трюка,между прочим.когда наконец начнет что-то получаться,ты обнаружишь,что прыгаешь слишком низко.что делать?помнишь,как распрямлял ноги во время подъема?а теперь пробуй их поджать в поелете,подтянув байк к себе.но это уже на настоящем легком ВМХ байке.и в соответствующей защитной экипировке\у нас ребята без защиты руляД\ну а шлем дб на голове любого байкера.даже весьма далекого от экстрима.

агрегаты
гибрид-пригодный для езды почти везде,кроме тяжелого бездорожья,не слишком отличается от маунтибайка.немного тяжелее и выше рама.чуть уже колеса,что облегчает движение по асфальту.
турист-труддяга-родственник шоссейного,у которого и унаследовал руль и более высокую посадку.амортизаторов нет.проедет везде,правда на кочках жестковато.быстрее гибрида,хотя менее поворотлив.\зато без рук м ездить легко\ тяжелее гоночного,но прочнее и грузоподъемнее.
городской-удобство,простота,грузоподъемность.не более 7 скоростей,чаще-одна.особенно у складных,тоже относящихся к этому классу.тяжеловат и неспешен.зато в нем почти нечему ломаться.
на все три разновидности сити-байка м навешивать фары,багажники,корзинки и пр аксессуары.
для города
имей в виду
ты пока еще не в европе живешь.а стало быть,оседлав двухколесную машину,становишься как минимум не вполне желанным участником движения.на дороге-для водителей,на тротуаре-для пешеходов.увы,городская специфика-подземные переходы,людные улицы,тоннели,развязки и т.д.-волей-неволей заставят тебя соседствовать и с теми и с др.особое внимание,естественно,следует уделять автомобилистам.
1-внимательно изучи ПДД.хотя бы для тог, чтобы в случае любого происшествия,в том числе и с участием пешехода,твердо знать,прав ты был или виноват.
2-на проезжей части не забывай обозначать поворот и перестроение в др ряд.вытянутая вбок левая рука-поворот или перестроение влево,вытянутая вбок и согнутая в локте-вправо.если при этом сзади кто-то перстает бешено сигналить или притормаживает-это хорошая примета.тебя поняли.
3-прежде чем оторвать руки от руля или оборачиваться,осмотри дорогу впереди.любая неровность м стать причиной потери управления.чем это закончится на улице с оживленном потоком,нетрудно догадаться.
4-расссекаешь вдоль припаркованных автомобилей-объезжай их с расчетом на внезапно распахнутую дверь\среди отечественных авто самая "захватистая" у оки\ особенно на тихих улицах и во дворах,где водиетль вряд ли станет заглядывать в зеркала заднего вида.а услышать тебя он протсо не может.
5-на светофорах старайся выехать первым,чтобы водители успели воспринять тебя в качестве учатсника движения.это нетрудно,поскольку начальное ускорение у тебя больше.